Atelier Choutko
Atelier
Choutko
Связаться
Работы
Информация
Об Авторе

Галерея ковров и гобеленов ручной работы Atelier Choutko основана в 2014 году – сначала как компания по производству оригинальных дизайнерских ковров, и с 2017 года как классическая арт- галерея с коллекцией винтажных и современных ковров и шпалер музейного уровня, активной выставочной деятельностью и постоянной программой продвижения современных художников, включая создание новых оригинальных авторских произведений ткаческого искусства.

У шпалеры, как разновидности безворсового ковра, особая роль и история взаимодействия с
миром изобразительного искусства. Технология создания насчитывает тысячи лет, однако
популярность в Европе они начали приобретать с XIV века, когда мастера во Франции и Фландрии
создавали масштабные сложные фигуративные гобелены, украшавшие королевские дворцы и
дома аристократов. В XVII появилось и название «гобелен» – по фамилии семьи Гобелен,
создававшей особенно заметные произведения.
Переломным этапом синтеза искусств, талантов и мастерства стала первая половина ХХ века,
когда при активном содействии Жана Люрса (Jean Lurcat - художник, скульптор, керамист,
реформатор шпалерного искусства) и Мари Кюттоли (Marie Cuttoli) художники и скульпторы
осознали высочайшие выразительные возможности шпалерной техники, с ее разнообразием
цветов, тонкостью деталировки, фактурностью и тактильностью. Авторские шпалеры занимают
заметное место в наследии таких мастеров авангарда и модернизма как Пабло Пикассо, Анри
Матисс, Аристид Майоль, Жоан Миро, Генри Мур, Жорж Брак, Фернан Леже, Ле Корбюзье, Виктор
Вазарели и Василий Кандинский. В 1951 году началось сотрудничество между парижской галереей
Дениз Рене (Denise Rene), ателье Табар (Atelier Tabard) в Обюссоне и Виктором Вазарели. Летом
1952 года у Дениз Рене открылась знаковая выставка «12 неизвестных гобеленов ателье
Табар (Обюссон)», которую можно считать первым официальным событием, отдающим должное
абстракции в гобеленах и объединившим таких авторов как Жан Дейроль, Софи Тойбер-Арп и
Василий Кандинский. В 1954 году в галерее Дениз Рене прошла выставка «4 неизданных гобелена
Кандинского». Картоны для гобеленов были выполнены Виктором Вазарели.
В более поздние периоды к шпалере обращались Чак Клоуз, Крейги Хорсфильд и Уильям
Кентридж. Работы эти делятся на две категории: оригинальные шпалеры, созданные по
специальным эскизам, и шпалеры, воспроизводящие в новой технике известные произведения
художников. Ярким примером работы второго типа является знаменитая шпалера «Герника»,
созданная по заказу Нельсона Рокфеллера-старшего в 1955 году при участии самого Пикассо и
много лет экспонировавшаяся в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.
Все работавшие со шпалерой художники отмечали, что специфика ткачества, тактильность и
объемность материала позволяли им открывать новые стороны собственного творчества и
сообщали произведениям уникальную выразительность. Вот как комментируют это кураторы
выставки «Henry Moore. Tapestries», прошедшей осенью 2021 года в Гонконге – там были показаны
пять шпалер, созданных по эскизам великого скульптора: «Блестящая техника набросков
усиливается при переносе на шпалеру с увеличением масштаба в семь или восемь раз. Шпалера
подчеркивает все текстурные качества рисунка, от смазанности угольного штриха до точного
росчерка пера».
Феномен работы живописцев и скульпторов со шпалерой неоднократно становился предметом
кураторской работы – одним из самых заметных примеров стала, в частности, выставка Demons,
Yarns and Tales («Демоны, нити и истории»), прошедшая в Нью-Йорке в 2010-м году. На ней были
представлены произведения современных художников, вслед за мастерами авангарда и
модернизма осознавших уникальные художественные свойства шпалеры. Среди авторов выставки
– Франческа Лоу, Джулии Верхувен, Гэвин Терк и Фред Томазелли.
В русле этой мировой тенденции выступает и галерея Atelier Choutko. В коллекции есть
произведения, созданные в сотрудничестве с мастерами современного русского искусства –
Гошей Острецовым, Ольгой Солдатовой, Александром Повзнером. В стадии производства
находятся совместные работы с Сергеем «Пахомом» Пахомовым, Кириллом Рубцовым и многими

другими. «В 16 лет я впервые услышал лекцию про Жана Люрса, который возродил гобелен как
произведение высокого искусства. Его вещи меня глубоко поразили, потом я видел много ковров и
гобеленов, созданных по мотивам картин великих художников ХХ века. Мечта, что когда-нибудь и
по моим работам будут делать ковры, казалась неосуществимой, но вот это событие произошло
благодаря Atelier Choutko», – комментирует сотрудничество Гоша Острецов, чья работа «Главный
мастер» в 2021 году получила свое воплощение сразу в виде шпалеры, и в виде ворсового ковра.
Сегодня Atelier Choutko – единственная в России галерея, работающая в лучших традициях
галерейного дела, занимающаяся продвижением современных художников, созданием
произведений ткаческого искусства, и создающая для художников условия, в которых они могут
свободно реализовать свои самые смелые творческие идеи. Сочетающая ковры, скульптуру и
живопись коллекция галереи позволяет живо ощутить истинный синтез различных видов
искусства: ткаческого, изобразительного и пластического.

Больше