Коллекционный дизайн

Что такое коллекционный дизайн

Феномен коллекционного дизайна 

Термин «коллекционный дизайн» ввела в оборот британский историк и галерист Либби Селлерс, автор книги Why What How: Collecting Design in a Contemporary Market. В широком смысле он обозначает авторские предметы, выпущенные в единственном экземпляре, ограниченным тиражом или ставшими редкими в силу разных исторических причин (смерть автора или снятие модели с производства). Сформировавшись в середине 1990-х-2000-х годах, рынок коллекционного дизайна продолжает расти, привлекая новых игроков. В процесс вовлечены музеи, аукционные дома, галереи, коллекционеры, а теперь и интерьерные дизайнеры, которые все чаще присматриваются к редким, артистично исполненным вещам для оформления своих проектов.


Диван Владимира Кагана, кресла Джанкарло Пиретти, столики Шарлотты Перриан. Дизайн интерьера Роман Плайс

Между дизайном и искусством

На рубеже веков феномен коллекционного дизайна стал отражением глобальных процессов, размывающих границы между творческими дисциплинами. Дизайн, главную миссию которого XX век видел в создании утилитарных и практичных вещей, взял курс на сближение с современным искусством.  И всего за несколько десятилетий добился для себя нового статуса, равного contemporary art. Предметы дизайна заняли место в музеях и частных собраниях, а цены на эти объекты взлетели до уровня произведений художников. Наряду с понятием «коллекционный дизайн» существуют и другие определения: арт-дизайн, fine design, функциональное искусство или функциональная скульптура, выражающие близость этих предметов миру искусства. Впрочем, и здесь не обходится без споров. Либби Селлерс, например, настаивает на разграничении чистого арта и дизайна, потребительских вещей и коллекционных.  

Формирование рынка

Почву для формирования рынка подготовил наметившийся в 70-е интерес к декоративно-прикладному искусству и мебели ар-деко. Благодаря влиятельным коллекционерам, среди которых Ив-Сен Лоран и Карл Лагерфельд, эпоха гламурных 20-х вошла в моду. Важной вехой стали парижские торги Christie’s 1972 года, когда лаковая ширма Эйлин Грей (Le Destin, 1914) из коллекции Жака Дусе была продана за беспрецедентные по тем временам 170 тыс. франков.


Ширма Le Destin, 1914, дизайн Эйлин Грей

Настоящей же точкой отсчета считается конец 1990-х, когда аукционные дома всерьёз заинтересовались дизайном. В 1996 году свои первые специализированные торги провел Dorotheum, его примеру последовал Phillips de Pury, а также новый игрок – американский Wright. На сегодняшний день свои департаменты дизайна имеются во всех уважаемых домах: Christie’s, Sotheby’s, Bohnams, Phillips, Artcurial. Интеграция дизайна в структуру арт-рынка продолжилась благодаря крупным ярмаркам: профильные площадки открылись в рамках TEFAF, Frieze, Armory Show, а в 2005 году появилась выставка Design Miami. 

Не остались в стороне и арт-дилеры. Любопытный факт: в январе 2007 года Ларри Гагосян провел в своей нью-йоркской галерее выставку дизайнера Марка Ньюсона, а всего через пару месяцев на лондонском аукционе Christie’s его металлическая лежанка Lockheed Lounge LC-1 ушла с молотка за баснословные 1.497.000 $ (с тех пор она несколько раз подтверждала свой статус самого дорогого объекта дизайна, созданного ныне живущим автором). 


Шезлонг Lockheed, 1988, дизайн Марк Ньюсон | via www.marc-newson.com

Modern & Contemporary 

Французский искусствовед и специалист в области коллекционного дизайна Орели Жюльен выделяет в нем два направления: современное и историческое. К последнему она относит предметы, созданные с конца XIX века (здесь точкой отсчета является движение Arts&Crafts) до начала 1970-х. Меняющаяся мода вносит свои коррективы, выдвигая на первый план то одну, то другую эпоху. Если 80-е прошли в Европе под знаком ар-деко, то в 2000-х настал звездный час творцов mid-century modern. Заново открытое наследие Пьера Жаннере, Жана Пруве, Шарлотты Перриан, Исаму Ногучи до сих пор волнует коллекционеров. Правда, в последние годы интерес сместился «выше» по хронологической шкале в сторону радикального дизайна 1980-х. Что касается современного направления, в эту категорию попадают произведения, созданные с 1990-х по наше время. В числе известнейших авторов: Маттиа Бонетти, Рон Арад, Марк Ньюсон, из младшего поколения – Начо Карбонелл, Йорис Ларман, Бетан Лора Вуд.  

Какой объект считать коллекционным?

Как и произведения искусства, коллекционные объекты — это прежде всего авторские работы, созданные в единственном экземпляре (уникаты) или ограниченной серией. Малый тираж роднит эти предметы с такими видами искусства, как печатная графика, фотография, скульптура.   

В случае с винтажным дизайном первостепенное значение имеет имя автора, его вклад в историю дизайна, новаторство вещи с точки зрения технологий и материалов, сложность ее исполнения, сохранность и, конечно, провенанс. Так, «Кресло с драконами» Эйлин Грей из коллекции Ива Сен-Лорана было продано в 2009 году за 28 млн. долларов, став самым дорогим предметом дизайна XX века. 

Важнейший критерий — редкость. Вещи, спроектированные модернистом Исаму Ногучи, но так и не запущенные в производство, ценятся гораздо выше, чем, скажем, работы Джорджа Нельсона, за именем которого выпускались большие серии. 

Критерии современного коллекционного дизайна менее очевидны. Ключевые характеристики здесь – сила художественного образа, оригинальность идеи, использование сложных, инновационных, авторских технологий. Яркий пример – работы голландца Йориса Лармана, пионера 3D печати. Его Bone Chairs спроектированы с помощью умного алгоритма, который воспроизводит структуру живых организмов, копируя их способность корректировать толщину ткани во время роста.  Ценовой рекорд этого автора, установленный в 2019 году на аукционе Christie’s, составляет 932 тыс. долларов.

Кресло
Кресло Bone Chair, 2006, дизайн Йорис Ларман | via www.moma.org 

В коллекционных объектах функция вторична, важнее эмоция, метафора, символический смысл, юмор. Ценится способность вещи вступать в диалог с предшествующими эпохами, выражать дух времени и обращаться к актуальным вопросам современности. Национальная идентичность, гендерное неравенство, проблемы экологии — коллекционный дизайн сегодня затрагивает все те же темы, что и contemporary art. 

Важнейший параметр – качество исполнения. Неважно, создан предмет на 3D-принтере или отлит вручную из бронзы — проработка швов и поверхностей – всё должно быть сделано идеально. Подкрепленный новейшими технологиями, ремесленный труд снова выходит на первый план. Автор участвует во всех этапах создания объекта: рисует эскиз, изготавливает прототип, а также сам «мастерит», тестирует материалы, выполняет вручную финишную отделку, добиваясь безупречного качества.

Текст: Дарья Самойлова
Фото из архива пресс-служб