Галереи

Галереи Москвы: где покупать коллекционный дизайн

"Эритаж"

Галерея "Эритаж", основанная искусствоведом и потомственным коллекционером Кристиной Краснянской в 2006 году, первой обратилась к теме collectible design. Заручившись поддержкой парижского галериста Ива Гасту, в начале 2010-х она привезла в Москву авторов, которые уже тогда высоко ценились на западном рынке. Среди них были вещи Этторе Соттсасса, Филипа Икили и молодого голландца Мартена Бааса. Сегодня диапазон ее интересов охватывает современный дизайн — от признанных мэтров, таких как Пьер Шарпен и Хайме Айон, до молодых российских авторов и дизайнеров из Китая, размышляющих о роли традиции в контексте глобального мира. Профильной остается и тема советского наследия — от постконструктивизма 1930-х до "оттепели" 1960-х, которая принесла Кристине Краснянской известность на Западе. Дебютировав в 2012 году на выставке Design Miami/ Basel с экспозицией "От авангарда к пост-авангарду", где была показана мебель по проектам Бориса Иофана и фарфор 1930-х годов, галерея открыла европейским коллекционерам стиль советского ар-деко и стала единственной участницей из России. Премьера в Базеле определила две главные линии работы: представлять отечественный дизайн на Западе и знакомить российский рынок с мировыми трендами.

Выставочный цикл, посвященный советской мебели и шире — предметной среде, который галерея инициировала в Москве, закрепил за ней редкую на тот момент специализацию. Среди проектов, состоявшихся в его рамках, — выставка в Музее архитектуры имени Щусева "Советский дизайн. От конструктивизма к модернизму. 1920-е -1960-е" (2015 год), экспозиция "Новое искусство нового государства", подготовленная к 100-летию Октябрьской революции (2017-ый), "Рождение советского ар-деко: Париж-Нью-Йорк-Москва" в соавторстве с историком архитектуры Александрой Селивановой (2018-й). В декабре 2019 — марте 2020 года прошла выставка "Анна Андреева. Советский оп-арт. Экспериментальный дизайн 1960-х". Наряду с выставочной ведется серьезная исследовательская деятельность.  Ее итоги во многом подводит монография From Constructivism to Modernism, выпущенная "Эритаж"  в издательском доме Sheidegger & Spiess, — своеобразный путеводитель по архитектуре и интерьерам советской эпохи, основанный на архивных материалах из фондов Музея искусства модернизма — собрания Костаки и Музея архитектуры им. Щусева.

В 2020-м новую выставочную серию открыл проект "Предметный диалог", демонстрирующий работы восемнадцати российских авторов, которые пополнили коллецию "Эритаж". Среди них — Дима Логинов, Григорий Масленников, Тарас Желтышёв, Людмила Крутикова, Гоша Острецов, Аннушка Броше. Все предметы, как объясняют кураторы, Кристина Краснянская и Марина Весна, объединяет понятие "функциональная скульптура", возникшее как определение артистичных по форме, но в тоже время утилитарных объектов. В дальнейших планах "Эритаж" — развивать российский коллекционный дизайн, открывая в этой сфере новые имена, и представлять его на западных ярмарках. Помимо авторитетной Design Miami/Basel галерея принимает участие в брюссельской Brafa и нью-йоркской Salon Art+Design.

Alina Pinsky Gallery

У галереи широкая специализация, которую коллекционер Алина Пинская формулирует как modern & contemporary. В сфере ее интереса — модернизм XX века, современное искусство, российский коллекционный дизайн. Дебютировавшая в 2017 году как "Палисандр", в 2020-м галерея объявила о ребрендинге. Теперь она носит имя своего арт-директора, владельца и постоянного куратора, искусствоведа Алины Пинской. 

Галерея заявила о себе новым для Москвы форматом art & design. Ключевая концепция — представить искусство и коллекционный дизайн как живое единство. Каждый выставочный проект по-своему раскрывает этот подход. Кульминацией принципа стала выставка Mad House в стенах Московского мультимедиа арт музея (МАММ) в 2019 году, где предметы дизайна из коллекции галереи выступили на равных с актуальным искусством из музейных фондов. Основа собрания Alina Pinsky — классика западного модернизма. Вещи авторства Арне Якобсена, Поула Кьярхольма, Нормана Чернера, Ханса Вегнера, Джорджа Накашимы представлены наряду с абстрактной живописью середины прошлого века: работами Сержа Шаршуна, Александра Гарбеля, Жана Миотта и советских художников-нонконформистов (Юрия Злотникова, Марлена Шпиндлера и других). В числе известных имен — хэдлайнеры аукционов коллекционного дизайна французы Пьер Жаннере и Жан Пруве, а также модные бразильские модернисты Хорхэ Залзупин и Хоаким Тенрейро. 

Особый раздел собрания посвящен радикальным 1980-м. Исключительная для Москвы коллекция, впервые показанная в пространстве "Палисандра" на выставке "Контрдизайн: 70-е, 80-е" в 2017 году, включает в себя объекты, созданные участниками эпатажной группы "Мемфис": Этторе Соттсассом, Микеле де Лукки, Мартин Бедан, Широ Кураматой. 

Не менее актуально для галереи и сотрудничество с современными авторами. Это направление оформилось в проект Russian Collectible, в рамках которого Алина Пинская развивает российский коллекционный дизайн. При этом, по ее словам, основным критерием выбора становится качество, а вовсе не географический фактор. "Сегодня не так важно, где ты родился, важно под влиянием какой школы ты сформировался и мыслишь себя как художник", – объясняет она. В проект Russian Collectible вошли объекты Вадима Кибардина, Ольги Трейвас, Дарьи Беляковой, Дуни Захаровой, а также работы классика современного искусства Игоря Шелковского, который доверил Alina Pinsky представлять его эксклюзивно. 

NG Gallery 

Единственная из московских галерей, основанная практикующими архитекторами, — Надеждой и Георгием Ананьевыми, владельцами студии NG Ananiev Interiors. Дизайнеры с двадцатилетним опытом, они известны как авторы сложносочиненных интерьеров, насыщенных искусством и коллекционным дизайном. Знатоки и ценители винтажных вещей, они стремятся привить свою любовь заказчикам и студентам (пара преподает в дизайн-школе “Детали”). Открытая в 2017 году NG Gallery стала продолжением их деятельности. Выпускники МГХПА им. С.Г. Строганова, художники-керамисты по специальности, Надежда и Георгий Ананьевы формируют коллекцию, следуя своему “насмотренному глазу”. Как профессиональных декораторов их интересует форма, цвет, фактура объекта — свойства, складывающиеся в такое важное для Ананьевых понятие как “породистость”. Галерея не гонится за первыми именами и топовыми лотами аукционов, предпочитая вещи малознакомые и нетипичные — только они могут придать пространству уникальный характер, считают в NG.

Значительный раздел в коллекции занимает искусство — без него, по мнению Ананьевых, невозможно создать первоклассный интерьер.  Критерии отбора — те же, визуальные. В собрании представлена скульптура, живопись, графика, фотография. Большинство работ, экспрессивные и энергичные по цвету, продолжают живописные традиции русского авангарда. Коллекция дизайна включает в себя как авторский винтаж середины 20 века, так и предметы без подписи, вышедшие из европейских мастерских. Временные и жанровые рамки предельно гибкие: итальянский свет 1950-х-1970-х, мебель ар-деко, обюссонские гобелены, художественное стекло и керамика, ювелирное искусство.  В числе вещей с именем, например, резная креденца авторства Пьер-Луиджи Колли, кресло Tomato дизайнера-визионера Ээро Аарнио,  мозаичный столик немецкого скульптора Бертольда Мюллера и гобелены художника Жан-Рене Сотур-Гаяра. 

MIRRA

Галерея MIRRA — амбассадор итальянского коллекционного дизайна на российском рынке. Модернизм от Джо Понти до Этторе Соттсасса — одно из ее важнейших направлений. В собрании, богатом на известные имена, представлена мебель Марко Дзанузо, Франко Альбини, Освальдо Борсани, Вико Маджистретти, Ико Паризи, светильники Пьетро Кьезы, Джино Сарфатти, Анджело Лелли, Габриэллы Креспи — авторов, которые в послевоенную эпоху превратили Италию в мировую столицу интерьерной моды. 

Основатель и хозяйка галереи — коллекционер Ирина Могилатова — более десяти лет возглавляет агентство элитной недвижимости Tweed. Эта сфера деятельности и привела ее к увлечению коллекционным дизайном. Галерея открылась осенью 2019 года программной выставкой Gio Ponti & Amici. Куратором экспозиции выступил Пьермария Скальола, директор одного из департаментов миланского аукционного дома Cambi. В залах галереи на Спиридоновке, занимающей палаты Гранатного двора XVII века, показали работы Джо Понти и авторов его круга — впервые в Москве в таком объёме. Помимо тематических экспозиций, галерея осваивает формат pop-up выставок: оформляет интерьеры в современных апартаментах и клубных домах (один из последних проектов в партнерстве с галереей pop/off/art). 

Собрание Ирины Могилатовой не ограничивается итальянским модернизмом. В этом году коллекцию пополнили предметы авторства Пьера Жаннере и Йиндржиха Халабалы, подтверждающие, что галерея продолжает ориентироваться на имена первой величины в мире исторического дизайна. 

Тираж 1/1 (Tirage Unique) 

Расположенная в эффектных интерьерах сталинского дома 1950-х годов с арочными окнами, гипсовой лепниной под потолком и старинным паркетом, галерея принадлежит коллекционеру Ольге Егарминой. В основе собрания "Тираж 1/1"— ее личная коллекция, складывавшаяся на протяжение нескольких десятилетий. В числе авторов — представители разных художественных течений и эпох: от Петра Кончаловского до Франсиско Инфанте и Айдан Салаховой, от импрессиониста Николая Тархова до Арсена Савадова и Юрия Купера. Отсутствие магистрального периода укладывается в концепцию Tirage Unique — фокус на произведения, созданные в единичном экземпляре или ограниченным тиражом, что и отражено в названии. 

Коллекционный дизайн представлен вещами-уникатами западных дизайнеров с уже сложившимся именем и успешным бэкграундом. Среди них француженка Беатрис Серр, работающая в технике мозаики драгоценными камнями (в Париже ее представляет галерея Yves Gastou), художник-керамист Питер Лейн (выставляется в галерее Шахана Минассяна) и голландский дизайнер Валентин Лёлльманн (работает с парижской Galerie Gosserez и нью-йоркской Twenty First Gallery). Специально для "Тираж 1/1" он создал ряд предметов из комбинации литого металла и полированного дерева и лично представил свои работы в рамках ярмарки Cosmoscow 2019. 

Особую роль в коллекции играют декоративные объекты: художественное стекло эпохи ар-деко из мастерских Эдмонда Этлинга и Рене Лалика, современная авторская керамика француженки Карен Свами и отечественных мастеров: Елены Ореховой, Юлии Батыровой, художника Юрия Купера. С момента открытия в 2019 году галерея провела несколько выставочных проектов, один из последних — выставка "Объекты внимания", где центральное место заняла живопись Андрея Волкова (с сентября 2020). 

 Текст: Дарья Самойлова
Фото: архивы пресс-служб