Персоны

Русские идут: 5 российских дизайнеров, известных за рубежом

Железного занавеса давно нет, а русский дизайн по-прежнему остается явлением скорее локальным. Мало кому удается преодолеть невидимые границы и добиться успеха за рубежом. Мы выбрали пять дизайнеров, которые совершенно разными путями пришли к одному результату: их имена известны за пределами России не хуже, чем в ней самой.

Вадим Кибардин (р. 1974)

Уроженец Омска Вадим Кибардин – ветеран российского дизайна. Его студия Kibardindesign отмечает в этом году двадцатилетие. Хотя определение «российский» к Вадиму не совсем подходит. Уже пятнадцать лет он работает в Праге, и на Западе известен не меньше, чем в России. Несколько лет назад журнал Wallpaper включил Вадима Кибардина в список сорока дизайнеров, которые изменят мир. Секрет успеха? В отличие от многих коллег, он не стал ждать милостей от заказчиков, а сразу взял производство в свои руки. Под маркой Kibardindesign выпускаются минималистичные функциональные предметы, которые можно купить в музейных и дизайнерских магазинах по всему миру. Специализация студии – часы. Их инновационность была не раз отмечена уважаемыми дизайнерскими премиями: Red dot Design, iF Design, DESIGN AND DESIGN, GOOD DESIGN и др. Визионерский стиль Кибардина привлек режиссера Александра Зельдовича, который заказал дизайнеру разработку гаджетов к фантастическому фильму «Мишень». Параллельно с промышленным дизайном студия Кибардина занимается созданием лимитированных серий, причем в последнее время коллекционный дизайн выходит на передний план. Вадим дает вторую жизнь упаковочному картону и бумаге, вручную вырезает, склеивает и прокрашивает, каждый раз изобретая новую форму и технологию. Стулья из серии Black paper были представлены на Голландской неделе дизайна в Эйндховене, в галерее «Палисандр», в кураторском проекте Ли Эделькорт, в Третьяковской галерее – и это явно только начало.

Дима Логинов (р. 1977)

Дизайнерская карьера Димы началась довольно поздно (его первая профессия – парикмахер), зато развивалась стремительно. Причем Dima Loginoff стал известен на Западе раньше, чем Дима Логинов у себя на родине. В течение нескольких лет выпускник МШД посылал рендеры своих работ в европейские блоги, журналы и на конкурсы, и стал любимцем прессы еще до того, как они реально начали производиться. Первый реализованный проект – светильник Trunk – Дима показал в 2010 году на выставке молодых дизайнеров Salone Satellite в Милане, и уже через год его начала выпускать марка Studio Italia Design (переименована в Lodes). С этого началась успешная итальянская карьера Логинова: сотрудничество с известными фабриками (Axolight, Artemide, VitrA и др.), презентации на главных дизайнерских выставках, восторженная пресса и престижные премии. В 2014 году международная редакция Elle Decor объявила Логинова дизайнером года. Только после этого у Димы появились русские заказчики. В архиве Dima Loginoff есть и мебель, и плитка, но самые узнаваемые его работы – это лампы. Закрученную в спираль Curl My Light, матрешку Fedora, горный пейзаж Mountain View вы наверняка видели если не в ресторанах и отелях, то на страницах журналов и в интернете. Однако дизайнеру неинтересно делать только то, что он уже освоил. Недавно Дима Логинов попробовал себя в новой сфере коллекционного дизайна, создав вазу для Heritage Gallery.

Катерина Копытина (р. 1985)

Катерина принадлежит к новому поколению российских дизайнеров, для которых нет границ, ни физических, ни ментальных. Степень магистра она получила в престижном Istituto Europeo di Design, а школой жизни стала стажировка в миланской студии Маттео Раньи. Она умеет не только придумать предмет, но и грамотно представить его, и даже, если нужно, произвести. Так случилось в 2012 году со светильником Light Bean, который на долгое время стал визитной карточкой дизайнера. От идеи (лампочка увеличивается и становится собственно лампой) через отличную презентацию с красивыми фотографиями к собственноручно налаженному производству и продажам – Катя прошла с Light Bean полный цикл. Светильник обошел все дизайнерские журналы и блоги, выставлялся в рамках Миланского мебельного салона и был отобран журналом Wallpaper* для выставки Born in the USSR, которая представила лондонской публике новый русский дизайн. Несколько лет назад Катя переехала в Сан-Франциско, где сначала работала в бюро Fuseproject знаменитого Ива Беара, а сейчас развивает карьеру независимого дизайнера и арт-директора. Работе на крупные корпорации и созданию традиционных предметов вроде стульев она предпочитает сотрудничество со стартапами и поиск новых решений, которые сделают жизнь более удобной. Ее последний проект – упаковка для бренда ответственной одежды BSCLY, которая не только не вредит экологии, но даже ее улучшает.

Гарри Нуриев (р. 1984)

На сегодняшний день Гарри Нуриев – единственная русская звезда мирового масштаба. Впрочем, русский у него только бэкграунд. Дизайнер родился в Ставрополе, учился в МАРХИ и с большим уважением относится к русско-советскому наследию, от деревянной архитектуры до визуальных примет детства – отсылки к ним можно видеть в его работах. Настоящее же Гарри абсолютно космополитично. В 2016 году он перевез свое молодое бюро Crosby Studios из Москвы в Нью-Йорк, его клиенты находятся по всему миру, большую часть своего времени он проводит в самолетах и отелях (по крайней мере, так было в доковидные времена), и зарубежный интернет и пресса пишут о нем как о феномене глобального дизайна, без привязки к национальности. Секрет в том, что Гарри абсолютно созвучен своему времени. Недаром The New York Times окрестил его дизайнером пространств эпохи Instagram. За шесть лет он сделал столько, что хватило бы на полноценную карьеру: десятки частных и общественных интерьеров, мебельные, фэшн и ювелирные коллекции, персональная выставка в Далласском музее современного искусства, арт-проекты, коллаборации с Opening Ceremony, Nike и Balenciaga. Нуриев мечтает построить отель, где все, вплоть до полотенец, будет разработано им сами, или придумать декорации к фильму, а пока выступает с лекциями, как создать собственный бренд. Ему это точно удалось.

Дарья Зиноватная (р. 1992)

Выпускница украинской Академии архитектуры, Дарья живет и работает в Санкт-Петербурге. Для начинающего дизайнера – формально она находится в этом статусе, ведь ее самостоятельной карьере всего несколько лет – у Зиноватной неожиданно уверенный и сформировавшийся стиль. Главное в нем – цвет. Она использует его на полную катушку, решительно сочетает активные цвета, орнаменты, геометрические формы, не оставляя ни капли нейтральному белому. Несмотря на явные и многочисленные отсылки – русский авангард, группа «Мемфис», школа Баухаус, Ле Корбюзье, теоретик цвета Иоханнес Иттен и т. д., стиль Зиноватной не кажется вторичным. Встряхнув и перемешав знакомые элементы, она выдает свежий и смелый результат. Неудивительно, что Дарья мгновенно стала любимицей прессы. Яркие картинки ее интерьеров обошли дизайн-блоги и журналы всего мира, от Китая до Австралии, и никого не смутило, что все эта красота существует только в проекте.  Но «бумажным архитектором» Дарья пробыла недолго. Увидев интерес к своей мебели, она наладила собственное производство. Первая же ее коллекция Cherokee получила премию Red Dot Design Award 2017. Тут уже на восходящую звезду обратили внимание и известные фабрики. За последний год у нее вышло три коллаборации: плитка для Ceramica Bardelli, мебель для Adrenalina и ковры для Gan, причем последние получили главную премию на нью-йоркском фестивале NYCxDesign. Начало многообещающее.

Текст: Юлия Пешкова
Фото: архивы пресс-служб