Абстракция, геометрия и сложный рельеф в суггестивных объектах Александра Малахова
Почти все проекты Александра Малахова имеют приставку «арт-». Мебель, декоративные панели и другие интерьерные объекты его бренда PanelPanel — это сочетание простых материалов, но сложной ручной обработки и высокоточных машинных технологий. Узнали у художника, как он создает свои работы, где ищет вдохновение, и в чем кроется уникальность его техники.
«Мои работы — это скульптуры, которые работают с восприятием пространства через объекты в среде», — Александр Малахов, художник и создатель проекта PanelPanel.
Арт-объекты как игра
Свои декоративные панели и настенные панно Александр сравнивает с игрой, которую каждый зритель может свободно трактовать по-своему. Художник вдохновляется разными направлениями в искусстве и архитектуре: от русского авангарда до Баухауса и mid-century modern. Еще один ориентир для творчества Александра — это монументальное искусство с его рельефами и барельефами, а также традиция русской иконописи, из которой он перенял толщину, объем и текстуру дерева.
“Концепция, в которой соединяются принципы модернизма и пространства, пришла ко мне из философии архитектуры и дизайна XX века”.
Художник ищет баланс цвета, формы, линий и объема, деконструируя сложные образы в простые геометрические формы.
На стыке мастерства и технологий
В своем творчестве Александр Малахов использует базовые материалы — фанеру, а также сталь и зеркало. Первый, как основной, он любит за технологичность, модернистский посыл и теплую фактуру дерева. Добиться, как отмечает сам автор, суггестивности в дизайн-объектах ему помогает особая художественная техника в сочетании с цифровыми и машинными технологиями. Основные «инструменты», с которыми работает художник, — это поля, ритм, рельеф и отражающие поверхности. С помощью них он стремится воплотить динамику, которую, казалось бы, трудно найти в статичной композиции произведения.
“Объекты PanelPanel — это объединение абстрактного искусства, модернистской фактуры фанеры и современных технологий”.
Каждый свой проект Александр начинает с эскизирования на бумаге или компьютере. Дорабатывает формы и идеи художник обычно только в цифровом формате, создавая более четкие пропорции будущих объектов. Часто на помощь приходят математические приемы — например, золотое сечение, которое позволяет «отшлифовать» композицию. После того, как автор нашел гармоничное соотношение текстур и фактур, он печатает получившиеся эскизы в полном размере и отдает формы под фрезеровку. Художник подчеркивает, что после этого этапа исправить уже ничего не получится — только скорректировать цветовое решение.
“Я стремлюсь к тому, чтобы мои произведения имели одновременно тактильное и духовное качество, поэтому использую не традиционный холст и краску, а конкретные физические материалы”.
После подготовки формы художник приступает к склейке толщины, которая сближает работы PanelPanel с русским искусством. Чтобы визуально не нагружать панно, при монтаже Александр немного «отрывает» их от стены, примерно на сантиметр.
На следующем этапе, сразу после сборки, художник приступает к шлифовке и покраске изделий специальными эмалями — для них он использует несколько основных цветов, которые самостоятельно смешивает для создания более сложных оттенков. Обычно работы PanelPanel сочетают в себе несколько фактур — «открытую» фанеру и ее вариант под морилкой или плотно покрытой краской, а также металл или зеркало. Две последних отлично работают на контрасте с матовым лаком — художник использует для покрытия своих работ только его.
Все объекты Александр старается сделать максимально плоскими, создав объемный эффект с помощью рисунка линий и фактуры. Именно за счет них в каждой работе проявляется своя динамика и направление движения.
Дополнением основного материала – фанеры – часто становятся отражающие поверхности, такие как зеркало, но иногда художник заменяет их на сталь. Так случилось, например, с серией Symphony — в ней Александр вдохновлялся классической музыкой и остановился на трех основных фактурах и цветах. У каждой из семи работ этой серии — своя толщина, что символизирует индивидуальное звучание той или иной ноты.
Творчество, основанное на контрастах
Рукотворный труд и машинные технологии — основной, но не единственный контраст в арт-панелях и панно PanelPanel. В творческом подходе Александра фанера выступает альтернативой холста, а сама настенная скульптура становится произведением искусства. Художник по духу, он не умаляет ценность машинных технологий — Александр уверен, что искусство всегда должно развиваться и визуально, и формально, идя в ногу со временем.
Благодаря авторской технике панели и арт-объекты PanelPanel становятся настоящим художественным конструктором и инсталляциями, в которых главными остаются модернистская текстура дерева и гармония контрастных материалов.
Symphony No.5; Symphony No.4