Заполните данные
для связи

Вход

Регистрация

Спасибо, !

Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Отправляя форму, соглашаетесь на обработку персональных данных
Спасибо, !

Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Вам на указанный e-mail придет новый пароль
Отправлено!

Пароль был отправлен вам на почту !

Мы работаем по будням, с‑11‑00 до 19‑00
Спасибо!

Мы свяжемся с вами в ближайшее время

«Главное правило творчества — не действовать по правилам». Основатели студии Quatrobase об интерьерах как произведениях искусства, авторском стиле и качествах хорошего дизайнера

Светлана и Илья Хомяковы основали студию Quatrobase более десяти лет назад и с самого начала создавали не только интерьеры, но и предметы по собственным эскизам. В работе над арт-объектами дизайнеры применяют тот же подход, рассматривая каждый проект как цельное произведение искусства. Из чего складывается их творческий стиль, где проходит грань между дизайном и артом, и как превратить производственные трудности в особенности — об этом и не только Света и Илья рассказали в интервью.
Работая над интерьерными проектами, вы рассматриваете пространство как цельное полотно, отдавая одну из ключевых ролей предметам мебели и декора. Можно ли сказать, что такой подход стал отправной точкой в создании изделий по собственным эскизам?
С
Все наши проекты начинаются с эскизов — в них мы никак не ограничиваем себя и полностью доверяемся полету фантазии. Из-за такого подхода арт-объекты и мебель стали естественным продолжением процесса, но мы не рассматривали их отдельно. Чуть позже стало понятно, что они могут существовать и самостоятельно, и мы решили реализовывать их независимо от пространства. На самом деле, собственные объекты мы начали создавать еще на старте своей интерьерной практики, а это было около десяти лет назад. Тогда не было ни достаточно большого опыта, ни уверенности в себе как в художниках, но с каждым новым проектом качество и уровень осознанности увеличивались. Для сравнения: в один из наших первых интерьеров в Барселоне мы включили один или два скромных объекта, а для последнего создали множество самодостаточных предметов.
Дуплекс в Барселоне по проекты Светланы и Ильи Хомяковых. Фото: Quatrobase
И
Мы придерживаемся подхода «от общего к частному», поэтому все объекты происходят в первую очередь из идей наших интерьерных проектов. Можно сказать, что предметы «живут» в общем эскизе пространства.
В проектах вы уделяете большое внимание работе с цветом и фактурой. Как вы сами для себя определяете роль и задачи этих инструментов?
И
Очень сложно вывести цвет и фактуру в отдельную категорию, ведь это важная часть общей идеи интерьера. Мне кажется, к ним еще можно прибавить пропорции — это тоже ключевая черта и наших пространств, и предметов. Все вместе они составляют неотъемлемые качества любого произведения, которое можно потрогать.
С
На мой взгляд, цвет и фактура отвечают за характер предмета, а мы – дизайнеры – этот характер задаем. Это сложно объяснить, потому что такие характеристики находятся на грани чувственности и тактильности: важно буквально кончиками пальцев ощутить, в чем их роль. С цветом и фактурой достаточно сложно работать, это умение приходит с опытом.
Безусловно, мы очень много времени уделяем работе с сочетанием цвета и фактуры, и одно без другого никак не может существовать.
На что вы опираетесь и ориентируетесь в творческом процессе?
С
В творчестве есть такое правило — не действовать по правилам. Конечно, для человека учащегося важно понимать пропорции, цвет, теорию колористики. Но дизайнер с опытом должен знать все это на таком уровне, чтобы он мог легко делать исключения — как раз они, на мой взгляд, делают любую работу особенной. Поэтому я бы не сказала, что мы следуем каким-то правилам — скорее, мы их нарушаем. Что касается тенденций, то тут у нас обычно тоже все происходит наоборот: например, если мы используем какой-то цвет в своем интерьере, он становится модным через год. Или взять популярную сейчас ткань букле — когда мы хотели включить ее в проект, то просто не смогли найти ее в коллекциях поставщиков, а ровно через год она появилась везде. Может быть, это прозвучит пафосно, но, кажется, у нас получается предугадывать некоторые моменты. А может, нам просто везет.
Как бы вы сами охарактеризовали свой стиль?
С
Это сложный вопрос, который мы часто обсуждаем в узком дизайнерском кругу. На мой взгляд, в последние несколько десятилетий вообще сложно определить стиль, если речь идет не об историческом интерьере. В современных пространствах все настолько намешано, что я бы назвала их эклектикой. Лично у меня нет определения для конкретно нашего стиля, но однажды кто-то назвал в комментарии наш проект «аляпистой футуристичностью», и в качестве шутки это определение прижилось.
И
Для нас важно не то, как мы называемся, а смысловое наполнение проектов: искренность, цельность, живость и при этом отсутствие излишеств. Я бы не сказал, что у нас минималистичный стиль, но между минимализмом и максимализмом мы находимся где-то посередине.
Поскольку наш стиль постоянно трансформируется, сейчас мы приходим к чему-то более сфокусированному.
Расскажите немного о том, как вы создаете свои предметы, от чего отталкиваетесь и чем вдохновляетесь?
И
Поскольку каждый объект — это индивидуальная история, мы всегда делаем прототипы. Часто все начинается со словесной идеи; потом мы делаем зарисовки, а дальше, в зависимости от предмета, создаем прототип или 3D-модель. Например, для объемных панно мы изготавливали небольшие макеты в объеме.
С
Для скульптуры «Александр Борисович» мы сами делали 3D-модель, и для нас это был скорее творческий процесс. А для предметов мебели, которые у нас сейчас в разработке, мы делаем модели в уменьшенном масштабе. Все зависит от того, какие задачи поставлены; как будет проще и понятнее протестировать задумку.
С
Что касается источников вдохновения, для меня важно отталкиваться от самого проекта и заказчика, ведь мы создаем предметы для конкретных людей. Также в этом вопросе важна насмотренность: нужно наблюдать за тем, что делает мир вокруг, но при этом не перейти ту грань, когда создается что-то неактуальное и ненужное. Для меня очень важно не делать вторичный дизайн. Хочется создавать свое, самобытное, задающее тренды.
Всегда нужно «держать нос по ветру»; смотреть, что сделали другие люди, чтобы не повторяться.
А вы сами свои работы относите к дизайну или к искусству? Как-то пытаетесь нащупать этот баланс?
С
Мы создаем достаточно функциональные проекты, но я все-таки их больше отношу к арту. Мы не делаем простые вещи и прямо говорим об этом. Так как мы прежде всего — создатели, творческие люди, то даже наши интерьеры я тоже считаю искусством, только более масштабным и осязаемым. Если говорить о предметном дизайне, то это не просто какое-то ремесленничество, а более высокий уровень арта.
И
Света затронула, мне кажется, очень интересный момент. Действительно, при создании наших интерьеров мы отталкиваемся от функции и конкретных желаний заказчиков. База здесь — это удобство и практичность, но при этом ко всем проектам мы относимся как к произведениям искусства. А наши арт-объекты — это тоже предметы прикладного искусства. Их можно использовать, но в то же время это что-то большее, чем просто тумбочка или картина.
Расскажите, с какими сложностями вы столкнулись в производстве собственных изделий?
С
Так как мы очень много экспериментируем, у нас постоянно возникают сложности. Часто мы хотим использовать какой-то привычный материал по-новому, вне его стандартного понимания. Поэтому всегда есть трудности, которые нужно решать. Если на производстве не идут нам навстречу, то мы ищем другую команду. Для нас очень важно, чтобы люди понимали нашу концепцию и задачи. Еще один важный аспект — это разумная трата на себестоимость. Мы изготавливаем предметы, которые покупает конечный заказчик, поэтому стараемся не уходить в какие-то бесконечные цифры; сделать проект максимально осязаемым и понятным. В этом смысле гораздо проще работать со стандартными предметами, но если речь идет об экспериментальной концепции, возникают дополнительные сложности.
И
Кстати, наши панно, которые представлены на сайте, стали уже третьей итерацией. В ходе производства процесс изготовления поменялся довольно радикально.
Некоторые предметы вы создавали совместно с художниками. Легко ли было взаимодействовать с авторами?
И
Обычно мы привлекаем художников к работе уже после создания общей концепции. Нам удалось достичь взаимопонимания с авторами: мы всегда готовы воспринимать идеи других людей, если они тоже открыты к нам. В коллаборациях рождается много классных задумок — например, то же панно мы изначально видели в других цветах, но остались довольны конечным результатом, который получился благодаря сотрудничеству с художником. Мы всегда открыты к работе с новыми авторами и их смелыми идеями!
С
В совместных проектах мы даем достаточно большое поле для творчества. Конечно, для нас важно, чтобы концепция оставалась в рамках нашего видения, но в то же время мы стараемся не сильно ограничивать художника.
Что отличает предметы Quatrobase, в чем их уникальность?
С
Мы создаем предметы с использованием собственных авторских техник. Все получилось естественно: например, для скульптуры «Александр Борисович» мы показали наши макеты начальнику производства, но оказалось, что в таком виде задумку невозможно реализовать. Тогда мы вместе пришли к очень нестандартному решению и прибегаем к нему до сих пор.
И
Мне кажется, одна из ключевых характеристик наших предметов — это элемент неожиданности и загадочности. Нам нравится, что с первого взгляда может быть не совсем понятно, как сделана та или иная работа. Например, рисунок акриловой скульптуры постоянно меняется, создавая необычный оптический эффект.
Как вам кажется, в чем кроется ключ к успеху современного дизайнера?
С
Мы пришли к выводу, что успех состоит из трех компонентов: трудолюбия, везения и таланта. Причем талант — это не что-то природное. Это качество, которое автор может и должен развивать. Без желания постоянно расти вряд-ли что-то получится, но и частичка везения тоже очень важна.
И
Я согласен с тем, что талант — это не озарение, которое сваливается откуда-то сверху. Это скорее желание человека двигаться вперед, создавать что-то интересное, что может быть интересно и другим. Если это желание есть, то все получится.
Поделитесь с читателями планами на будущее?
И
В будущем мы хотим сделать полноценную коллекцию предметов. Сейчас разрабатываем мебель и также рассматриваем варианты развития линейки скульптурных изделий и панно. Все-таки первые объекты были экспериментом, но было бы здорово оформить их в полноценный проект.