Как создается российский дизайн по международным стандартам: опыт Екатерины Елизаровой
Екатерина Елизарова начала свой карьерный путь более десяти лет назад, и сегодня она остается одним из тех российских дизайнеров, которых заметили и признали за рубежом. За ее плечами — участие в главных профессиональных выставках, сотрудничество с лучшими производствами и создание авторских коллекций для всемирно известных брендов. Свой международный опыт Екатерина привносит в работу с российскими компаниями, делая весомый вклад в развитие дизайн-индустрии страны.
Родной город Екатерины Елизаровой — Екатеринбург. Здесь, в Уральском государственном архитектурно-художественном университете, она получила первое образование, а затем продолжила обучение в Университете Хаддерсфилд в Англии. Ее творческий подход высоко оценило международное дизайн-сообщество. Яркое тому подтверждение — премии Red Dot Design Award, A’Design Award, Elle Decoration Best of the Year, Outstanding Property Award London, London International Creative Competition и множество других, а также приглашение войти в состав жюри международного конкурса FRAME Award. Помимо создания частных и общественных интерьеров, Екатерина разрабатывает авторские коллекции мебели для таких компаний, как Smania, Preciosa, Bosa, Urban Fabric Rugs, Matlight Milano, Capital Collection и Junior Monarch.

Значительную часть портфолио дизайнера занимают предметы для галерей и аукционных домов: к ним относятся, например, черно-белые контрастные столики B&W из мрамора и дерева. Изделия, выпущенные лимитированным тиражом в двенадцати экземплярах и произведенные вручную итальянскими мастерами, стали ярким отражением авторского стиля и подхода Екатерины.
Столик из серии B&W
Екатерина Елизарова рассматривает создание любого предмета и сотрудничество с производствами как искусство, в котором в равной степени важны и процесс, и результат. Длительный поиск привел дизайнера к знакомству с европейскими производствами, с которыми ей удалось достичь сотворчества и проработать долгие годы. «Когда мастера реализуют задуманную тобой идею; создают то, чего еще никогда не было, и эта концепция начинает обретать узнаваемые черты, — это по-настоящему магический процесс», — рассказывает Екатерина.

Взаимопонимание и человеческий фактор имеют решающее значение в этом сотрудничестве. Вне зависимости от того, в какой стране расположено производство, мастера должны быть заточены на идеальный результат и уметь его воспроизвести.
“Для меня в первую очередь важен процесс сотворчества, огонек в глазах, стремление создавать что-то прекрасное. Как только дизайнер находит таких творческих партнеров, синергия дает потрясающие результаты”.
Создание коллекционного дизайна: магия процесса
Работу над любым изделием Екатерина начинает со скетча — именно тогда мысль из головы становится видимой для окружающего мира. Обычно дизайнер делает достаточно подробные зарисовки, чтобы они были максимально понятны для мастеров. Интересно, что итальянским производствам зачастую даже не требуются 3D-модели, а вот ручная графика становится частью продвижения продукта.
“Скетчи и ручная графика — это одна и важных составляющих моего творческого процесса. У европейских фабрик, например, эскизы всегда попадают в музей бренда и становятся частью истории”.
Иногда без 3D-модели все же не обойтись: помимо нее, на этом этапе дизайнер прорабатывает все визуальные характеристики предмета, включая объемы, габариты и материалы. Затем Екатерина приступает к прототипированию, что позволяет доработать мелкие детали, элементы и конструктивные узлы. Только после утверждения всех технологических моментов команда готовит финальный образец будущего предмета.
Дизайнер отмечает, что во время создания объекта она сразу видит его готовым, поэтому заранее знает, какие материалы и фактуры смогут в полной мере раскрыть идею. Главная особенность предметов Екатерины Елизаровой — это обманчивая простота. «Мои изделия всегда выглядят довольно лаконично, но на самом деле они очень технологичны, и их не так легко воплотить в жизнь», — рассказывает она.
Например, консоль из серии Black Raven создана из гнутой 8-миллиметровой стали и мрамора. При достаточно большой длине изделия важно сделать так, чтобы поверхность и другие элементы не провисали и оставались стабильными. Кроме того, полируя сталь до состояния зеркала, мастера в течение нескольких часов работают вручную.
“Чем проще форма предмета, тем сложнее добиться идеального результата, потому что недостатки никак не спрятать. Сложность создания таких изделий заключается в нюансах. По своей натуре я — перфекционист, поэтому и в работе с производствами ценю ответственное отношение и внимание к деталям”.
Опыт создания коллекций для мировых брендов помогает дизайнеру в работе с российскими фабриками. В отличие от устоявшихся и понятных производственных процессов за рубежом, сотрудничество с отечественными мастерами стало для Екатерины новым опытом — ей интересно находить новые компании и открывать ремесленников с другой стороны.
“Последние несколько лет я занимаюсь обогащением культуры дизайна в России. Оказывается, даже на маленьких предприятиях могут создавать невероятные вещи. Мне нравится, что я могу интегрировать свой обширный опыт в работу с нашими производителями”.