Главная
:
Курс на упрощение: российский дизайн в новых условиях
Как изменились вводные для российских дизайнеров, брендов и производств за последние месяцы? С какими вызовами сталкивается индустрия, и что остается самым большим поводом для оптимизма? Об этом и не только размышляет дизайнер Михаил Чистяков в авторской колонке для Manner & Matter.
«Поставщик N уходит», «Компания N сворачивает поставки», «Где найти скрытые петли? А комплектующие / краску / клей?». Пожалуй, с таким активным и пессимистичным фоном новостных агентств и Telegram-каналов, как за последние полгода, российским дизайнерам не приходилось работать еще никогда. Но оправившись от первого потрясения, пройдя через заморозку проектов, кассовые разрывы и даже минуты отчаяния, можно, отдышавшись, посмотреть в будущее. Оно у российского дизайна не безоблачно, но, определенно, есть.
Да, поставщики уходят, логистика усложняется и дорожает, покупатели замерли в ожидании. Но вместе с этим сейчас, кажется, открывается большое окно возможностей для местных производств и дизайнеров. Уход мировых брендов с российского рынка — это хороший шанс для отечественных авторов попасть со своими предметами на освободившиеся ниши на рынке, как в мебели, так и в текстиле, посуде, декоре. И даже если считать этот ажиотаж временным трендом, спрос на хорошие вещи вряд ли когда-нибудь исчезнет.
“Потребность в качественных объектах дизайна никуда не ушла”.
В последние годы многие предметы российского дизайна балансировали на стыке искусства, дизайна и ремесла. Это наделяло их дополнительными смыслами, делало вещью-высказыванием, привлекательными, акцентными. Однако общее снижение покупательской способности, несомненно, будет влиять на выбор рынка в пользу более практичных и утилитарных предметов.
Теперь потребуется меньше авторского и больше универсального. Меньше коллекционного, но больше тиражного.
Некоторые технологии производства и материалы придется заменить более доступными или даже полностью отказаться от них. Вообще, кажется, что российский дизайн ждет путь на упрощение. Однако не надо путать этот тренд с примитивизацией: просто — не значит примитивно. Очень часто естественные или искусственные ограничения в дизайне позволяют найти нетривиальное решение. В этом кроется хороший задел на избавление от избыточно-лишнего, настает время для чистого и выверенного дизайна.
При этом скрытая конкуренция с мировыми брендами все равно присутствует. Потребители уже давно воспитаны и привыкли к определенному уровню качества и сервиса — и никак не согласны на меньшее. Но также требуются разумные цены, а не «дизайнерские», что в общем-то хорошо.
Возможно, работа в новых условия подтолкнет профессиональное сообщество к новому уровню осмысления в поисках того самого русского стиля, которым оно озадачено чуть ли не с начала прошлого века. Поиск идентичности в российском дизайне проходил и через историчность, и через ремесла, и через искусство. Но теперь, возможно, деглобализация и внешние ограничения приведут нас к новым ответам. Через местные региональные символы, через локальную самоидентичность. Каждый край страны богат на легенды и образы: есть откуда черпать вдохновение, открывая новые пласты культурных кодов как общих смыслах, так и в отдельных деталях.
В последнее время появляется большое количество коллабораций, выставок, конференций. Появляются новые места продажи: торговым центрам и маркетплейсам надо закрывать ассортимент, поэтому есть попытки подружиться с дизайнерами. Осталось только ответить на них хорошими предложением. Правда, теперь не получится прикрыться ссылками на сильную конкуренцию и высокий порог входа.
“Все внезапно стало открыто — осталось только создавать”.
При этом если раньше контакты хороших производств передавались из рук в руки по знакомству, то теперь открываются целые сайты с базами локальных поставщиков и мастерских по обработке дерева, металла, текстиля. В условиях, когда многие прежние владельцы продуктов находятся в ожидании, дизайнер из-за его творческой энергии и страсти к созиданию станет тем интегратором, который сможет объединить несколько разрозненных мастерских, произвести и выпустить новый продукт на рынок.
Щепетильный вопрос — международные контакты. Можно сказать, что в общем и целом отношение к российским дизайнерам не поменялось. Многие иностранные производства готовы и к коллаборациям, и к стажировкам, и к участию в выставках. И хотя отдельные коллеги прекратили сотрудничество, больше сложностей вызывают вопросы трансграничного перевода денег и логистики, а не отношения к России и к дизайнерам.
Но самый большой повод для оптимизма — это люди. Дизайнеры, художники, ремесленники. Огромное количество людей по всей стране, стремящихся улучшить среду и жизнь вокруг себя, двигающих российский дизайн вперед.