«Мне очень нравится, что в столярном деле я могу сразу увидеть результат своей работы» — Катя Дарвай о бренде Katstrukt и создании деревянной мебели
По словам дизайнера Кати Дарвай, мебель ее бренда напоминает о том, что порой для формирования итогового суждения нужно время. Так, при первом взгляде на абстрактную и летящую конструкцию предметов Katstrukt сложно поверить, что они созданы из такого прочного и тяжелого материала, как дерево. Мы поговорили с Катей о ее необычном дизайнерском пути, работе в столярной мастерской и развитии молодых авторов.
Катя, чем ты занималась до предметного дизайна?
К
Я окончила школу в Екатеринбурге с упором на изобразительное искусство. После этого мы с родителями переехали в Испанию, на Майорку, там я получила образование в Университете Балеарских островов по специальности изобразительных искусств. Затем я изучала графический дизайн в университете Idep Barcelona, а потом много путешествовала по миру и работала в этом направлении как фрилансер.
У бренда Katstrukt очень необычная история создания. Расскажи про свой опыт перехода от графического дизайна к предметному и про ощущения на этом пути.
К
Всю свою жизнь я посвятила изучению искусства — мне очень нравилось творить и видеть, как моя работа помогает клиентам. Но в какой-то момент из-за вечных переработок и стресса у меня началось выгорание, на которое я тогда не обратила особого внимания. Скорее всего, именно из-за него мне поставили диагноз «рассеянный склероз», хотя до сих пор в медицине нет точного объяснения, почему диагностируют эту болезнь. Когда у меня случилось обострение, я потеряла возможность видеть — это и послужило толчком бросить карьеру графического дизайнера. В этот сложный момент мы с мужем занимались ремонтом в квартире — его из-за частого посещения больниц тоже пришлось поставить на паузу, хотя оставалось только собрать мебель. Когда зрение начало возвращаться, и мое самочувствие улучшилось, я попробовала собрать мебель самостоятельно.
“У меня открылось второе дыхание; я, наверное, впервые в жизни почувствовала себя счастливой от того, чем я занимаюсь”.
К
Тогда я начала вспоминать, что с детства обожала момент покупки новой мебели и предвкушение сборки. Всю мебель дома у родителей и у нашей семьи я собирала сама и была счастлива. Для меня она была словно большой конструктор, и до сих пор, приезжая в цех, у меня возникает ощущение праздника. После этого я вместе с подругой пошла на столярные курсы, где нас обучили основам работы с древесиной и станками. В конце курса нужно было принести чертеж изделия, который мы вместе с мастером сделаем своими руками. Я принесла первый прототип табурета PETR — он до сих пор стоит у нас дома и радует меня, мужа и котов. Впоследствии на его основе я придумала и все остальные изделия. Сейчас Katstrukt — это неотъемлемая часть моей жизни, которая мне очень нравится. Я впервые поняла, что «работать до смерти» означает не бесконечный стресс, а, наоборот, желание работать долгие-долгие годы.
Как происходил процесс создания предметов в самом начале, и как ты реализуешь идеи сейчас? Изменилось ли что-то в этом процессе?
К
В самом начале я работала вместе с мастером, так как мне не хватало опыта. Было очень много проб и ошибок, меня не устраивал результат — все изделия, которые я делала тогда, не были проданы, потому что продавать их мне не позволяла совесть. Сначала я делала 3D-модель, затем прототип из сосны и, если результат устраивал, то начинала создавать изделие из ценной породы древесины. Сейчас я справляюсь без графического редактора, но продолжаю экспериментировать и изучать работу с разными породами древесины и инструментами. Мне очень нравится, что в столярном деле я могу сразу увидеть результат своей работы и понять, что мои скиллы улучшаются. Теперь я работаю без мастера на собственном верстаке и сама оцениваю свой труд. В следующих сериях мебели планирую использовать новые знания и техники.
Что стало для тебя самым сложным в создании мебельного бренда?
К
Самым сложным для меня стало осознание и ощущение своей беспомощности. Мне казалось, что у всех все получается, а только у меня — нет. Я постоянно сравнивала себя с мужчинами, которые занимаются столярным делом годами, и в этом сравнении проигрывала, но только в начале. Плюс, сначала я сталкивалась с предвзятым отношением к себе по той же причине. Вместе с опытом работы пришло понимание того, какие у меня есть преимущества.
Расскажи про выбор материалов — почему именно массив бука? В чем преимущества и особенности работы с древесиной?
К
В первой серии я выбрала бук, потому что он идеально подходил под мои задачи. Он достаточно твердый, чтобы иметь массивную эстетику, но более легкий, чем дуб.
«В работе с древесиной мне нравится ее гибкость — практически любой дефект можно исправить и скорректировать».
К
Также мне нравится работа с формами; осознание того, что воплотить в жизнь можно любую задумку. Здорово, что одна и та же порода дерева может отличаться из-за волокон, что придает каждому изделию индивидуальность.
Мебель Katstrukt выполнена в сдержанной и довольно строгой эстетике. На чем строится визуальный код предметов, и чем ты вдохновляешься при их создании?
К
При создании своего первого изделия я вдохновлялась Екатеринбургом и его конструктивизмом — если конкретно, то Белой башней. Она сейчас находится в очень плохом состоянии, и поэтому мне хотелось отдать частичку себя как знак уважения к этому зданию. Я очень люблю свой город и горжусь им. Хочется, чтобы он ценил свою индивидуальность и сохранял ее. При разработке конструкции мне хотелось создать эффект случайно сложенных блоков, которые сохраняют равновесие. Кажется, что из-за этой легкости конструкция должна упасть, но при этом она сильная, брутальная, массивная и устойчивая.
Белая башня в Екатеринбурге
Расскажи про свой любимый предмет в коллекции, и почему именно он?
К
Я дала имена всем своим изделиям, потому что люблю каждого. Каждый предмет получается отличным от предыдущего, так как сделан вручную, поэтому я влюбляюсь в них снова и снова.
«Мне нравится осознание того, что точно такого же объекта уже не будет».
Что для тебя самое важное в дизайне?
К
Я считаю, что не нужно создавать дизайн ради дизайна. Дизайн для меня в первую очередь — про функциональность и интересную конструкцию. Поэтому мне близок конструктивизм и авангард в целом: эти направления до сих пор остаются вне времени и места.
Как, на твой взгляд, молодым авторам избегать повторений с работами более опытных дизайнеров и зарубежных коллег?
К
Мы живем в замечательное время — у нас есть возможность видеть авторов со всей планеты и из любого отрезка в истории. Мне кажется, нужно не останавливаться в изучении нового, развивать насмотренность, и впоследствии мозг сам сможет исходя из знаний создать что-то новое, опираясь на приобретенный жизненный опыт и изучение прошлого.
Какой совет ты могла бы дать начинающим дизайнерам?
К
Не сдаваться. Даже если кажется, что все впустую, и вокруг нет возможностей. Они есть. Всегда.
Есть ли у тебя уже задумки будущих коллекций и предметов?
К
Мне нравится изучать новые материалы и экспериментировать, поэтому у меня уже есть эскизы будущей серии. Она будет яркой и очень про «сейчас».