От Русского Севера до заонежской вышивки: что вдохновляет дизайнеров бренда Perinne
Изделия бренда Perinne объединяют народные традиции и декоративно-прикладное искусство с графическим дизайном и современными методами производства. Основатели марки – Светлана Катаргина и Татьяна Бабкова – рассказали Manner&Matter о девяти явлениях, которые вдохновляют их на создание аутентичных дизайнов, и о том, как они работают с традиционным наследием.

С карельского языка слово Perinne переводится как «традиция». Это то, без чего не может существовать настоящее и будущее. Какие-то традиции тянутся из далекого прошлого, какие-то диктует настоящее, а какие-то мы создаем и придумываем сами. Дизайнеры бренда работают с народными ремеслами, занимаются их исследованием. Каждый проект — это обращение к первоисточнику, изучение, встречи, знакомства с людьми и переосмысление материала. Соединяя народное искусство и дизайн, они выстраивают свою философию и ДНК марки.
Русский Север
В Карелии есть такой регион — Заонежье. Именно он и стал источником вдохновения для нашей коллекции текстиля. Заонежье — это своего рода Зазеркалье. Страна, которой нет на карте, но которая существует. Живая история, люди, судьбы, обычаи, верования, богатые традиции, язык, свои законы, суровая природа, древние памятники архитектуры. Это удивительно сказочный край, притягивающий творческих людей своей самобытностью.
Уже в середине XIX века у людей начал просыпаться интерес к древнерусскому искусству и культуре, и волна «первооткрывателей» двинулась на Русский Север. Оказалось, что здесь, как в реликтовом заповеднике, сохранилась то самое, первозданное. Мы тоже не остались равнодушными и отправились в экспедицию. Так началось наше творческое исследование, которое продолжается и сейчас. Неисчерпаемый материал, море фотографий и впечатлений.
Старинный крестьянский дом
Старинный дом жил своим укладом — это целая система удобных и красивых вещей, где каждый элемент имел смысл и функцию. Это и сочетание фактур: основательное, крепкое дерево и текстиль — мягкий, пластичный, такой разнообразный от региона к региону. Текстильные изделия украшали быт, перемещались в пространстве дома, менялись, обновлялись, выполняли каждодневную утилитарную функцию или были праздничными, вносили в интерьер яркие акценты и наполняли его смыслами.
Мы поняли, как мало традиционного осталось в нашем современном быту. И совсем не используется то яркое, нарядное, эмоциональное наследие предков. То, что наполняло красотой старинный крестьянский дом, было таким гармоничным и функциональным, активно задействовалось в повседневной жизни. Из нашего обихода почти ушел столовый текстиль, а ведь у людей всегда была потребность украшать жилище. Мы почувствовали, что можем изменить ситуацию — сделать изделия современными, сохранив народный характер, дать новую жизнь традиционным орнаментам и техникам.
Домовая роспись Русского Севера
Домовая роспись — особое явление. На Русском Севере бытовала яркая цветовая гамма: теплые, природные оттенки, которые получали из натуральных пигментов. Колорит предметов с бытовой росписью послужил вдохновением для некоторых наших принтов. Для персональной выставки, которая прошла в декабре 2021 года во Всероссийском музее декоративного искусства, мы изготовили большие красочные панно — отсылка к тем самым домовым росписям, которые много лет назад согревали холодными зимними вечерами.
Древние обережные символы
На старинных тканых и вышитых полотнах изображены древние обережные символы: львы, кони и птицы. Конечно, их смысл уже сложно разгадать в полной мере, но интересно, что лев был одним из любимых персонажей в народном искусстве Русского Севера. Художники, которые настоящих львов даже не видели, по-своему интерпретировали этот образ. Вдохновившись творчеством этих мастеров, мы создали серию принтов, похожих на счетные техники вышивки.
Используя нетрадиционное композиционное решение, новые ритмы и компьютерные технологии, мы собрали свой узор, в котором живут сказочные персонажи: львы, кони, птицы; цветут диковинные цветы; светит путеводная звезда. Они оберегают, несут свою магическую функцию, но, соединяясь с цифровой графикой, приобретают новое звучание.
Пудожская вышивка
Работая над коллекцией «Лес, вода и камень», мы вдохновлялись вышивкой пудожских мастериц. Пудож — некогда очень богатый старинный карельский город с древней историей. Здесь выращивали очень ценный и знаменитый на всю Россию лен, который в большом количестве вывозили в Санкт-Петербург и за границу.
Пудожский канон — это самобытная техника с архаичным абстрактным орнаментом, плотным декоративным заполнением фона, своеобразной стилистикой узоров. Переосмыслив и переработав стилизованные растительные орнаменты, мы оставили только самую суть, сохранили эмоцию и яркий характер, присущий этой технике.
Заонежская вышивка
На белоснежную заонежскую вышивку можно любоваться бесконечно. Сейчас, к сожалению, эта техника совсем не используется, нет именно изначальной вышивки, которая была так популярна в конце XIX и начале XX века. Скатерть «Были-небылицы» сочетает печать на ткани и ручную тамбурную вышивку. Мы использовали приемы, принцип построения форм узора, отдельные элементы техники, присущие традиционной заонежской вышивке, но создали свои сказочные образы цветов и птиц.
Устное народное творчество
В Заонежье сохранилась древнерусская культура, оттуда пришли сказки и былины, записанные от народных сказителей. Русский язык и сейчас звучит здесь по-особому, а народное творчество вобрало в себя всю глубину местного фольклора: духовные стихи, баллады, сказки, причитания, песни, детский фольклор в исполнении певцов былин и сказителей. Удивительно, что многие их имена вошли в историю.
Постепенно погружаясь в среду, встречаясь с людьми, изучая местную историю, мы поняли, как неразрывно слово связано с ремеслом, как сюжеты сказок и былин живут и сейчас, а фантастические истории о людях и животных, насыщенные деталями местного быта, приближают сюжет к слушателям. Так в нашей работе появились сказочные образы птиц и цветов.
Космозерские живописцы Абрамовы
До наших дней дошла память о наиболее ярких представителях деревни Космозера — художниках Абрамовых. Михей Иванович и его сын Иван Михеевич были мастерами на все руки, профессиональными художниками, яркими личностями. В большом двухэтажном доме Абрамовых была просторная живописная мастерская — настоящая творческая лаборатория, где хранились листы с эскизами, инструменты для растирания пигментов и приготовления красок, ящики с красками и кистями, иконы, готовые работы, профессиональные книги по иконописи и росписи.
К сожалению, очень немного из наследия Абрамовых сохранилось, но по тем крупицам, которые дошли до нас, можно понять и оценить красоту и индивидуальный почерк художников. Нас впечатлил изысканный утонченный стиль бытовой росписи заонежских живописцев, отличающийся особым авторским почерком и сложным колоритом. Вдохновившись их росписью, мы сделали принт «Северные ягоды». Композиция отсылает к традиционной технике набойки, которая была распространена в конце XIX века.
Карельская изгородь
Карельская изгородь — уникальная конструкция, которая из Карелии распространилась на другие северо-западные регионы. Это один из наиболее характерных и запоминающихся визуальных маркеров Карелии, который не встретишь в центре России. Мы назвали свой принт «Айта» — изгородь на карельском языке. Принт вдохновлен уникальными архитектурными формами, геометрией и ритмом традиционной карельской изгороди. В графике считываются знаковые для Карелии символы и образы: малые архитектурные формы, природа и ремесло.
Цветовая гамма, характерная для Русского Севера — это несколько серых оттенков состаренного дерева. Сдержанная красота и спокойствие: такой вот северный характер у принта «Айта».