Заполните данные
для связи

Вход

Регистрация

Спасибо, !

Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Отправляя форму, соглашаетесь на обработку персональных данных
Спасибо, !

Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Вам на указанный e-mail придет новый пароль
Отправлено!

Пароль был отправлен вам на почту !

Мы работаем по будням, с‑11‑00 до 19‑00
Спасибо!

Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Разгадать код: культурный контекст в предметном дизайне

Почему понять страну происхождения того или иного предмета становится все сложнее? Кто из мировых дизайнеров мастерски использует свой культурный код? Как обстоят дела с сохранением локальных традиций в России и почему авторам стоит отправиться в этнографический музей прямо сейчас? Об этих и других актуальных вопросах мы предложили поразмышлять дизайн-аналитику Ксении Бандориной. Результат этих размышлений — в авторской колонке.
Ксения Бандорина дизайн-аналитик, кандидат искусствоведения, доцент СПГХПА им. А.Л. Штиглица
Культурная идентичность как основа мирового дизайна
Когда вы в последний раз смогли по фото точно угадать страну происхождения дизайн-объекта? Отвечу за вас — никогда начиная с 1970-х годов. С этого момента мировые процессы настолько интернационализировались, а глобализация стала такой затягивающей, что дизайн растерял свои национальные коды. А ведь именно для этого – чтобы помочь выйти стране на международный рынок и остаться при этом особенной – создавались европейские и мировые концепции дизайна в 1950-е годы. Японский дизайн середины прошлого века подчас повторял не только традиционные формы, но и орнамент. Итальянский тогда точно сфокусировался на классическом направлении и эмоциональном тренде — сначала Dolce Vita, а затем Made in Italy. С французами и по сей день ясно: все «людовики» — это то, с чем они будут работать вечно. На одной из встреч с местными дизайнерами в рамках выставки Maison&Objet они сами мне признались: «Дизайна у нас своего нет, зато “людовиков” хватит на несколько поколений». Вот и догадайтесь, что принесло такую ураганную популярность (нет, не профессиональное признание коллег) французу Филиппу Старку, сделав его дизайнером мира? Да, призрак Людовика или Louis Ghost — переработка знаменитого французского кресла-медальона времен Людовика XV.
Louis Ghost, дизайнер Филипп Старк
Культурный код своей страны помог в начале карьеры предметного дизайнера и Патрисии Уркиоле. Одна из ее первых громких работ – кресло Crinoline – повторяет идею и образ традиционных подъюбочных конструкций, дополненных рисунком ручного испанского кружева.
“Даже в период великой глобализации некоторые дизайнеры не отказываются от национальных традиций и, делая на это ставку, буквально выигрывают”.
Чемпионом по национальному коду в творчестве становится… Марсель Вандерс. И если в своих первых работах он был склонен к эмоциональному сторителлингу (мы помним его рассказы о лепнине на потолке в комнате его бабушки, светильнике Skygarden, о ее вязании и столике Crochet), то сейчас все чаще заметно, как он работает с голландскими традициями. Кресла-тюльпаны, светильники-колокольчики и, конечно, знаменитые вазы с делфтским кобальтом периода тюльпанной лихорадки XVII века в его дерзком и динамичном исполнении.
Светильник Skygarden 1, дизайнер Марсель Вандерс
Локальная история
А что российский дизайн? У нас с самого начала не было задачи конкурировать в мировом пространстве, поскольку дизайнеры в большинстве своем работали на внутренний рынок — благо страна огромная, и покупателей много. Однако раза три на протяжении истории – в 1970-е, 1990-е и сегодня – российский дизайн обращается к народной культуре в поиске национальных кодов. И если в прежние периоды дизайнеры ассоциировали русский стиль исключительно с орнаментом, то сейчас, как показывают выставки, прошедшие за последние 10 лет, они вдохновляются образами культуры в целом.
“Безусловным лидером среди источников вдохновения для российских дизайнеров стал русский авангард: образы с картин Малевича, проунов Эля Лисицкого, работы Татлина, паттерны Степановой и Поповой — абсолютно бездонный источник, который переосмысливают и художники, и дизайнеры уже больше века”.
Русская архитектура храмов и деревянного зодчества — еще одна популярная отсылка. Тут вам и кровельный лемех, и формы куполов (с ними работают, например, Элина Туктамишева, Саша Браулов и Настя Коптева) — переработка традиционной архитектуры в предметном дизайне идет полным ходом. Новый виток тренда на глокализацию (обращение к местным культурам) возродил интерес дизайнеров к народным художественным промыслам; впервые в истории прикладного искусства они начали работать с орнаментом. Пышный декоративный узор приобрел минималистичный образ: например, в коллекциях «Мое Жостово» Юлии Герасимовой минимализм соединился с традициями промысла и даже голландского натюрморта. А в работе Дмитрия Ламонова ДНК бренда трансформировалась в пиксельный рисунок, сохранив узнаваемость живописного подноса. Та самая гжель, к которой мы долгое время относились как к сувенирно-ярмарочной, стала центром внимания декораторов и даже модельеров.
“Конкурсы «Дизайн и ремесло», «Придумано и сделано в России» — современное свидетельство возрастающего интереса к новому прочтению локальной российской культуры. Дизайнеры сохраняют традиции, красиво и деликатно обращаясь с историческими образами, материалами и орнаментами”.
Глобальный тренд
Все это — не единичная история: коллекции с элементами местных культур можно заметить в анонсах новинок предстоящей Миланской недели дизайна. Стол Palina отдает дань уважения традиционным швартовым в венецианской лагуне, повторяя двухцветную раскраску городского причала. Новинка линии обоев Nuova Pompei, разработанная дизайнером Misha для Vito Nesta, как следует из названия, возрождает интерес к помпеянским декорам — «гротескам». Ожидаемые новинки от ироничного Seletti — это личная история дизайнера Антонио Арико о его локальной культуре: «Великая Греция» или Magna Graecia Terracotta. В рамках Brera Design District 2023 мы увидим оммаж традиционному японскому материалу — тростнику игузи, который сегодня позиционируется брендом Adal и как национальное достояние, и как экологичный материал в коллекциях мебели — альтернатива пластику.
Magna Graecia Terracotta, Seletti
Сейчас самое удачное и интересное время для того, чтобы пойти в библиотеку и открыть запылившийся альбом национальных костюмов или провести день в этнографическом музее. Этот опыт может дать гораздо больше вдохновения для создания уникальных предметов, чем недельная поездка даже на самую крупную международную выставку. Как говорят аналитики и даже психологи, сегодня особенно важно и актуально обращаться к личным и локальным ресурсам; к «хорошо забытому старому», чтобы создать новое, написав свой собственный культурный код дизайна.