Заполните данные
для связи

Вход

Регистрация

Спасибо, !

Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Отправляя форму, соглашаетесь на обработку персональных данных
Спасибо, !

Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Вам на указанный e-mail придет новый пароль
Отправлено!

Пароль был отправлен вам на почту !

Мы работаем по будням, с‑11‑00 до 19‑00
Спасибо!

Мы свяжемся с вами в ближайшее время

«В первую очередь бренд должен быть “настоящим”». Основатель Delo Арсений Бродач об успехе проекта, вторичности в дизайне и развитии индустрии

За несколько лет проект Delo прошел путь от небольшой мастерской в Санкт-Петербурге до полноценного бренда, каталог которого насчитывает более ста наименований. Предметы марки легко узнать не только благодаря характерным формам и силуэтам, но и из-за забавного нейминга. Поговорили с основателем Delo Арсением Бродачем о том, как он пришел в мебельный дизайн, что формирует дизайн-код его марки, и как сегодня создавать действительно оригинальные объекты.
Предметы Delo сейчас — одни из самых узнаваемых и звучных на российской дизайн-сцене. Расскажи, как все начиналось, и как вы искали точки контакта с потребителем?
А
История компании началась в 2013 году, когда я арендовал первое помещение под офис и там же оборудовал небольшую мастерскую. На тот момент название Delo уже существовало, но не было ни продукции, ни аудитории, да и работы, в принципе, почти не было. Я занимался интерьерами для проектов друзей, делал визуализации для «взрослых» архитектурных бюро, ремонты, экспериментировал с мебелью и производством — в общем, брался почти за любую связанную с дизайном работу. Я получал опыт, учился работать с разными материалами; мастерская постепенно росла. Создавая интерьеры, я придумывал и производил для них разные предметы: столы и стулья, барные стойки и светильники — в основном хендмейд. Было сложно, но я всегда выкручивался и находил способы закончить проект, часто в убыток себе.
“В интерьерном дизайне мне недоставало именно мебели, которую я и начал придумывать сам”.
Шоурум Delo в Санкт-Петербурге
“Предметы 2016 года сильно отличаются от того, что мы делаем сейчас: одни модели были сняты с производства, другие — усовершенствованы”.
А
В 2015 году я сделал первые стулья из стального прутка и фанеры, которые можно считать серийными. Это были стулья «Хор» для кофейни «Даблби», оформлением которой я занимался. В 2016 году вышла первая осознанная коллекция — в нее вошли стул «Норм» и табурет «Нормик». Я использовал стулья в своих проектах и стал получать заказы от друзей-дизайнеров и предпринимателей, которые искали что-то новое и недорогое. Тогда я увлекался архитектурой и знал о предметном дизайне мало. К тому же, последний был совсем не развит в России, и я не думал, что производство серийной мебели может окупать затраты на содержание мастерской и быть перспективным. Тем не менее, я продолжал придумывать новые предметы, потому что мне это действительно нравилось. В какой-то момент я организовал первую съемку и запустил простенький интернет-магазин. Постепенно заказов становилось больше, и я начал вести социальные сети бренда.
А
Нам потребовались годы, чтобы найти свой визуальный язык и стать узнаваемыми. Современные предметы Delo прошли серьезный «естественный отбор», а сам бренд меняется и развивается до сих пор. Что касается коммуникации с потребителем, мы всегда были исключительно информативны: не придумывали легенд, не занимались сторителлингом, не использовали маркетинговые уловки и рекламу. Наш дизайн довольно однозначен — это тот язык, на котором мы говорим.
Каким вообще должен быть современный бренд, чтобы стать коммерчески успешным и узнаваемым у нас в стране?
А
Коммерческий успех и узнаваемость — категории относительные. Авторы ставят перед собой разные задачи, для многих дизайн — это хобби, а не бизнес. В первую очередь бренд должен быть «настоящим». Такие проекты создают художники, ищущие себя в дизайне, а не коммерсанты, которые просто продают дизайн, даже если делают это со вкусом.
Философия Delo созвучна скандинавскому дизайну — чистому, минималистичному и функциональному. Какие еще направления или течения повлияли на формирование эстетики бренда?
А
В чем-то я чувствую себя продолжателем идей советских авангардистов 1920-х годов и традиций советского дизайна. Как и на весь мировой дизайн, на нас повлияла школа «Баухаус». Мой любимый бренд — финский Artek, среди авторов которого Алвар Аалто. Не могу оставить без внимания дизайн Чарльза и Рэй Имзов. А еще я, например, фанат японского дизайна.
Получается, что дизайн-код Delo отчасти сформирован и советским авангардизмом, и скандинавским, и японским дизайном. А пытаетесь ли вы как-то выразить русский культурный-код в своих объектах?
А
Мы не используем прямых отсылок к чему-то традиционно русскому — орнаментам, бересте или медведям. То русское, что мы вкладываем в наш дизайн, менее очевидно: это выражается в характере предметов и это сложно вербализировать. Мы скорее интернациональный бренд, но у нас есть бэкграунд и культурный контекст. Наш российский дизайн — как раз где-то между скандинавским и японским.
В этом году вы впервые побывали на Миланской неделе дизайна. Расскажи о своих впечатлениях — ожидания совпали с реальностью?
А
Мы принимали участие в одном из новых событий под названием Alcova, которое в этом году проходило в здании бывшего военного психиатрического госпиталя. Многие были удивлены, увидев в Милане инсталляцию от российской компании, особенно сейчас. Отзывчивой и профессиональной аудитории было много: дизайнеры и архитекторы интересовались нашей мебелью для проектов, мы получили предложения от производителей мебели и ритейлеров, засветились в зарубежных медиа. Все это для нас интересно и полезно.
Площадка Alcova
Как на процессах Delo отразилась непростая текущая ситуация, и как она в целом влияет на дизайн-индустрию, на твой взгляд?
А
Ранее мы были нацелены на развитие экспорта в Европу. Теперь таких перспектив с производством в Санкт-Петербурге, конечно, нет. Но мы не расстраиваемся, потому что есть еще ближневосточный рынок: Израиль, Катар, ОАЭ и Саудовская Аравия. Оттуда тоже приходят запросы. В рамках производства у нас возникли сложности с некоторыми импортными материалами: теперь нам доступны только турецкие лаки, краски и ткани. Количество заказов пока осталось на прежнем уровне, но есть тенденция к уменьшению: деловая активность в России снижается, инвестировать в долгосрочные проекты, где была бы нужна наша мебель, желающих не так много. В основном мы работаем с корпоративными заказами, и IKEA частному клиенту мы не заменим.
Сейчас все говорят про импортозамещение. Можно ли уже оценить его эффект, в каком направлении мы движемся и какие возможности есть у отечественных марок?
А
На мой взгляд, импортозамещение — странное слово, ведь импорт должен замещать какие-то пробелы локального рынка. У российских мебельных брендов нет тех производственных возможностей, которые есть у европейских: нет технологий, нет инфраструктуры, нет экономической матрицы. Но создать альтернативное ушедшим компаниям предложение можно. В разных сегментах перед импортозамещением стоят разные задачи: дешевые товары, призванные заменить IKEA, поедут из Китая, какая-то простенькая и не самая качественная мебель будет производиться в России большим тиражом. Однако компанию, которая сможет предоставить ассортимент и сервис на уровне IKEA, невозможно создать за короткий срок, даже с неограниченными ресурсами.
“Да, российский потребитель сможет купить ершик для унитаза или дешевую табуретку, но они будут дороже, хуже, и за ними нужно будет дальше ехать”.
А
Ценность авторского европейского дизайна кроется в его качестве и подлинности. В России есть мы и другие хорошие бренды европейского уровня. Мы, опять же, создадим альтернативное предложение, но если вы хотите именно кресло Жана Пруве от Vitra, вы не будете удовлетворены.
Как в таком случае дизайнерам создавать действительно узнаваемые предметы и не повторяться?
А
Оригинальность дизайна — вещь тонкая. Чтобы понимать, какой дизайн оригинален, а какой — нет, нужно глубоко в нем разбираться: изучать историю, авторов, различать материалы и технологии. Прежде чем придумывать предмет, я разбираюсь в его функциональной сути: барный ли это табурет или кресло с подлокотниками. Для разных типологий предметов подходят те или иные материалы, с которыми можно работать по той или иной технологии, создавая определенные конструкции, которые складываются в предмет. Форма предмета — это лишь поверхностная часть его дизайна. Любой элемент и узел крепления этих элементов — это отдельное исследование, в котором тоже можно проявить оригинальность. Наш дизайн — это результат анализа наших технологических возможностей и поиска самых эффективных способов производства предметов, которые бы решали свои функциональные задачи. Мы используем именно те материалы и технологии, которые нам доступны, поэтому копирование чужого дизайна было бы для нас попросту неэффективно. Нам удалось найти характерные для нашего бренда конструктивные и композиционные приемы.
“Несмотря на разные формы и материалы, из которых сделаны предметы Delo, их легко узнать, увидев где-нибудь в ресторане”.
В одном из интервью вы говорили, что поиск порядочных специалистов и подрядчиков на производстве — одна из главных проблем мебельного бренда. Есть ли сдвиги в этой сфере? И что нужно, чтобы ситуация изменилась?
А
За годы работы мы обросли добросовестными партнерами, которые выполняют для нас определенные виды работы, например, производят детали или обрабатывают их. Но таких — меньшинство. Да, как правило никто ничего не делает в срок, нужного качества и в заказанном количестве. Сдвигов в этой сфере нет и не предвидится. Чтобы ситуация менялась, нужно 100 лет стабильного развития индустрии с формированием школы, инфраструктуры и экономики производств, как в Европе.
Вы все-таки позиционируете себя как локальный петербургский бренд. Изменилось ли это самоопределение сейчас, после Милана? Какие у вас планы по выходу на глобальный рынок?
А
Мы позиционируем себя как бренд из Санкт-Петербурга, так как здесь у нас производство и офис. Но это не значит, что мы ограничены территориально. Аудитории и заказов из России у нас, конечно, существенно больше, чем из других стран, но мы отправляли заказы в Европу и на Ближний Восток. Мы все еще получаем запросы из Европы, но логистика стала очень сложной, и до заказов не доходит. После участия в Миланской неделе дизайна ситуация существенно не изменилась. Мы все так же ориентированы на глобальный рынок, но пока не уверены, каким путем пойдем. Возможно, мы будем искать способы производить наши предметы в других странах.