Все оттенки глины: «капризная, но благодарная» керамика Наталии Хлебцевич
На вопрос о том, почему именно керамика, Наталия Хлебцевич не задумываясь отвечает: «По любви!». Выпускница и профессор Строгановки, а также член Международной Академии керамики, в своей практике она стремится закрепить за этим ремеслом статус полноправного вида искусства. К своему основному материалу – глине – художница относится с особым трепетом и пониманием, ведь это — ее главный художественный язык и инструмент самовыражения.
Керамика присутствует в жизни Наталии Хлебцевич давно — художница познакомилась с ней еще в детстве, а после долгого перерыва вернулась уже навсегда. Не без препятствий и преград Наталия поступила в один из ведущих художественных вузов страны, МГХПА им. Строганова, где сначала училась на отделении керамики, а затем закончила аспирантуру по специальности искусствоведение. С 1993 года художница участвует в локальных и международных выставках, конкурсах и биеннале, продвигая керамику как самостоятельный и заслуживающий внимания вид современного искусства.
Наталия Хлебцевич
Многогранность материала
Сегодня керамика стремительно превращается из традиционного ремесла с богатой историей в яркое средство самовыражения для современных художников. На выставках и локальных ярмарках все чаще можно найти работы молодых и состоявшихся керамистов, а в престижных международных конкурсах представлены отдельные категории для изделий из глины. Керамика давно вышла за пределы только лишь функциональных предметов: даже посуда или классические вазы сегодня могут стать самостоятельными арт-объектами. И работы Наталии Хлебцевич в этом смысле — яркое тому подтверждение.
“Керамику можно либо страстно любить, либо быть к ней совсем равнодушным. Я — люблю!”
Художница называет керамику капризной и благодарной одновременно, и в этом кроется ее многогранность. По словам Наталии, этот материал — исключительно разноплановый: в нем органично уживаются традиции и радикальная новизна, форма и цвет, брутальность и хрупкость. Из-за этой непредсказуемости материала процесс создания изделий — всегда трудоемкий. Так, за броским всплеском глазури на лаконичной форме могут стоять недели работы, а миниатюрная фарфоровая скульптура оказывается результатом месяцев кропотливого труда. Изделия Наталии Хлебцевич обычно проходят пять-шесть этапов обжига, перед каждым из которых художница проделывает несколько подходов лепки, выведения поверхности, сушки и снова доведения фактуры до совершенства. «Все это происходит вручную, без спешки, одним словом — процесс!», — делится художница. По словам Наталии, чудо узнавания того, что произошло с работой во время обжига, никогда не надоедает и заставляет возвращаться к материалу снова и снова.
Несмотря на долгий и кропотливый процесс, художница нежно любит каждый из этапов, а форма, которую при этом можно расписать, максимально отражает пристрастия художницы. Расписывать, к слову, Наталия тоже любит без спешки, насыщая поверхность деталями, всматриваясь в краски и находя в них новые и неожиданные смыслы.
“Как и в любом деле, в керамике важно остановить себя вовремя; поймать момент, после которого благородная поверхность фарфора перестанет дышать, а форма не захочет быть собой.”
Тарелка из серии «Предварительно нанесенный красочный слой»
Помимо керамики, художница увлекается фотографией — и это хобби тоже находит отражение в ее творческой практике. Так, обрывки сделанных в пути снимков поживших стен, серого московского снега или графики проводов на выцветшем небе становятся источником вдохновения и основой для росписи: керамика позволяет и такое.
Обсидианы, коты-тигры и тарелка как священный холст
В творчестве Наталии Хлебцевич привычные предметы часто приобретают новые смыслы и функции. Так случилось, например, с вазами из серии «Черный жемчуг» — по словам художницы, они предназначены далеко не только для цветов. Фарфоровые изделия дополнены надглазурной росписью и обсидианами — разновидностью вулканического стекла, образованного из мистической и опасной субстанции лавы.
Капризность и непредсказуемость материала доказывает другая серия работ художницы — «Предварительно нанесенный красочный слой». Основная концепция изделий кроется в самом названии: эти тарелки были созданы путем случайностей, характерных для керамики. Художница превратила ряд неожиданностей в творческую закономерность: после обжига на каждое изделие наносится слой черной краски. Такая техника надглазурной росписи требует особого мастерства и внимания. Но самое интересное начинается после — тщательно окрасив поверхность, Наталия сознательно смывает краску, позволяя молниеносному моменту зафиксировать получившийся эффект навечно.
Вазы из серии «Черный жемчуг»
Тарелка из серии «Предварительно нанесенный красочный слой»
Есть в портфолио Наталии и изделия с ярко выраженной функцией и игривым дизайном. Среди них — набор новогодних игрушек «Коты тоже тигры». Коллекционные миниатюрные объекты изготовлены из костяного фарфора и дополнены надглазурной росписью – одной из самых технически точных техник – и авторской подписью на обороте.
Наталия Хлебцевич отмечает, что ее керамика может быть и «некерамикой» — деревом, металлом, живыми насекомыми, ростками, грибами, камнями. «Она может быть целой, разбитой, склеенной заново или вовсе не обожженной, притворяясь потрескавшейся землей или плодородной грядкой. Может быть лаконичной, многословной, черно-белой, цветной, геометрически строгой, мягкой и текучей. Керамика может и без меня, но я без нее точно не смогу».
Набор новогодних игрушек «Коты тоже тигры»
КУПИТЬ ПРЕДМЕТЫ